Настройка велосипедной вилки

Как настроить вилку на велосипеде

Preload, rebound, compression — несколько терминов которые ты возможно обнаружил изучая амортизационную вилку своего велосипеда. Что означают эти термины и как правильно всё настроить — разберемся в этой статье.

Так как амортизация это важный динамический процесс — от правильной настройки вилки будет зависеть не только удовольствие от катания на велосипеде, но и твоя безопасность.

Preload — жесткость пружины.

preload на вилке велосипеда
фото: normanbikes.com

Эту настройку можно встретить на пружинных вилках, чаще начального уровня. Роль preload-a — настроить жесткость пружины в зависимости от веса велосипедиста. Если ты весишь достаточно много — надо будет покрутить шайбу в сторону плюса, тем самым вилка будет жестче и отрабатывать удары лучше под твоим весом. Если же вес велосипедиста не большой — крутить надо в сторону минуса, так вилка будет «мягче» и соответственно работать более эффективно именно для твоей массы тела.

Подобрать оптимальный вариант можно экспериментируя с разными настройками. Не стоит делать вилку слишком жесткой или совсем мягкой, так как ты не только не получишь должного удовольствия от езды, но и тем самым сократишь срок службы вилки.

Sag — негативный ход

Этот параметр отвечает за то, насколько сильно сжимается вилка под весом велосипедиста.

Важно что бы это сжатие не превышало 20-30% от общего хода вилки, например если ход твоей вилки 100 мм. — амортизатор не должен проседать более чем на 30 мм. когда ты сидишь на велосипеде.

Настройка велосипедной вилки

Обычно на вилках указывается шкала в процентах или миллиметрах, по которой можно с легкостью определить правильно ли настроен амортизатор. Сядь на велосипед и попроси кого-нибудь посмотреть насколько сильно просела вилка и какое значение получилось под твоим весом. Если на вилке есть резиновое кольцо — то процедуру можно проделать самому.

Установи кольцо внизу вплотную к сальнику вилки, затем сядь на велосипед, амортизатор сожмется под твоим весом, после этого посмотри насколько высоко поднялось кольцо и сравни со значениями на шкале, если на вилке нет никаких шкал — измерь расстояние от сальника линейкой, зная какой ход у твоей вилки — ты можешь сделать вывод насколько правильно настроен sag.

Если по каким-то причинам кольцо отсутствует — можно воспользоваться пластиковой стяжкой, закрепив ее вместо кольца, достаточно плотно что бы она удержалась на «ноге» вилки и не сползла вниз, но и переусердствовать не стоит.

Что бы отрегулировать sag — надо изменить давление в вилке, для этого нужен специальный насос. Чем больше давление в вилке — тем меньше она проседает под твоим весом, и наоборот.

На многих вилках указано необходимое давление в зависимости от веса велосипедиста.

Rebound — Скорость отскока

То с какой скоростью амортизатор вернётся в исходное положение после сжатия — и есть скорость отскока или rebound.

что такое rebound

Если отскок настроен на быстрое возвращение вилки — то это может доставить неудобства в виде ударов передающихся в руки через руль, так же в некоторых случаях можно потерять контакт колеса с землей за счет быстрого отскока.

Плавное возвращение вилки так же имеет свои минусы, например при езде в горку из за медленного отскока вилка будет «плавать» и тем самым качание «съедать» основную энергию. Или при езде по неровностям попросту не успевать эффективно отрабатывать все удары.

Настройку скорости отскока следует проводить только после того как настроен негативный ход вилки.

Что бы настроить скорость отскока — найди небольшой бордюр, установи ребаунд на минимум, затем на низкой скорости съедь с бордюра. Произойдет сжатие амортизатора затем возвращение чуть выше исходной точки или sag-a и снова сжатие. Другими словами эффект будет похож на скачки баскетбольного мяча упавшего с определенной высоты.

Проверни винт регулировки скорости отскока на пару шелчков и попробуй снова съехать с бордюра. Тебе надо минимальзировать «эффект баскетбольного мяча», что бы вилка смягчив удар вернулась в исходное положение сразу и больше не прыгала.

Обычно, при крутых спусках, скорость отскока устанавливают ближе к минимальному значению, на подъемах — к максимальному. При умеренной езде по не агрессивному рельефу — можно установить регулятор по середине.

CompressionСкорость сжатия

Если rebound отвечает за скорость отскока вилки — то compression отвечает за скорость сжатия.

compression что это такое вилка велосипед
фото: bikerumor.com

Если на твоей вилки нет этой настройки — не беда, обычно она встречается на более дорогих моделях.

Компрессию стоит регулировать например если при торможении или при прыжках с более высоких препятствий — амортизатор сжимается слишком сильно.

Lock-out — блокировка вилки

Благодаря этой настройке — можно полностью (или частично, в некоторых моделях) блокировать ход вилки. Более дорогие экземпляры имеют так-же настройку Lock-Out force, которая позволяет регулировать то насколько будет заблокирован ход вилки при блокировке.

что такое lock-out вилка велосипед
фото: vitalmtb.com

Иногда для удобства переключатель блокировки так же можно вывести на руль.

Эксплуатация велосипеда с заблокированной вилкой на неровных участках, может привести к ее поломке.

Travel adjust — регулировка хода вилки

Обычно ход вилки имеет фиксированное значение, но бывают и вилки на которой можно его регулировать. Маленький ход вилки подойдет для не агрессивной езды, большой — для крутых спусков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: